Орфарион. Скарлатти, Бах, Корелли

ART-123

       D.Scarlatti (1685-1757)

1-4. Sonate G-dur for Flute traverse and Basso continuo K.91
       (Original for Violin and Basso continuo)
               I. Grave
               II. Allegro
               III. Grave
               IV. Allegro

       J.S.Bach (1685-1750)

5-8. Sonate C-dur for Flute traverse and Basso continuo, BWV 1033
               I. Andante und presto
               II. Allegro
               III. Adagio
               IV. Menuett

9-12. Sonate e-moll for Flute traverse and Basso continuo, BWV 1034
               I. Adagio ma non tanto
               II. Allegro
               III. Andante
               IV. Allegro

13-16. Sonate G-dur for Viola da Gamba, Flute traverse and Lute, BWV 1027
           (Original for Viola da Gamba and Cembalo obligato)
               I. Adagio
               II. Allegro ma non tanto
               III. Andante
               IV. Allegro moderato

      A.Corelli (1653-1713)

17. La Folia in e-moll, op. 5 №12 for Flute traverse and Basso continuo
      (Original for Violin and Basso continuo)


Олег Худяков — траверс-флейта
Анатолий Гринденко — виола да гамба
Александр Суетин — барочная гитара (1-4, 17), барочная
                                    лютня (9-16), орфарион (5-8)


     Представленные на диске произведения несомненно принадлежат к ярчайшим образцам камерно-инструментальной музыки XVIII века. Соната Доменико Скарлатти для флейты и basso continuo G-dur (в оригинале для скрипки) — одна из 17 написанных им так называемых «симфоний» (по сути сонат) для солирующих инструментов и basso continuo. Сонаты Иоганна Себастьяна Баха для флейты и basso continuo (C-dur и e-moll) и для виолы да гамба, флейты и лютни G-dur (в оригинале для виолы да гамба и чембало), как и большинство камерно-инструментальных сочинений композитора, относятся к кётенскому периоду его жизни (1717-1723). «Фолия» Арканджело Корелли для флейты и basso continuo (1700, в оригинале для скрипки) — самое известное произведение итальянского композитора и скрипача, обязанного своей славой исключительно инструментальной музыке и сыгравшего решающую роль в утверждении принципов позднебарочного инструментального письма.
     Исполненные солистами ансамбля «Орфарион», эти произведения не только передают атмосферу и сам дух барочного музицирования, но и демонстрируют кредо музыкантов, суть которого — в творческом переосмыслении старинной музыки, основанном на глубоком и вдумчивом изучении традиций исторического исполнительства.
     Большая часть исполненных опусов создана для солирующего инструмента и basso continuo (ит. — «непрерывный бас»). Практика «непрерывного баса» сформировалась в конце XVI в. и была связана с развитием гомофонии, предполагающей обособление баса в качестве гармонической основы мелодической линии. В партитурах Возрождения, Барокко и раннего классицизма партия basso continuo записывалась в виде строчки с цифрами, обозначавшими структуру аккордов, которые надстраиваются над басом (именно поэтому basso continuo в ряде случаев называют также «цифрованным басом»).
     Традиционно эта партия поручалась органу (в духовной музыке) или клавесину (в камерной и оркестровой музыке); линия нижнего голоса могла дублироваться любым басовым инструментом. В небольших ансамблевых пьесах и песнях XVI-XVII вв. роль basso continuo выполняли басовые разновидности лютен (теорба, китаррон, архилютня). Альберт Швейцер пишет: «Интересно отметить, что Бах усиливал басы в оркестре лютней, если в его распоряжении был таковой исполнитель, даже тогда, когда в сочинении не было облигатной партии лютни». В позднебарочной музыке выбор инструментов для «непрерывного баса» определялся местными традициями и обстоятельствами исполнения.
     Изысканность и свежесть тембровой палитры, удивительная прозрачность фактуры, полнота и объемность звучания трио «Орфарион» являются следствием оригинального и нетрадиционного подхода ансамбля к трактовке партии basso continuo. Вместо более привычного для барочных составов наших дней клавесина, эти музыканты исполняют «непрерывный бас», в согласии с духом музыки и эпохи, на виоле да гамба и инструментах семейства лютневых — барочной гитаре, орфарионе и барочной лютне поочередно.
     В отличие от нерегламентированного, как правило, состава группы basso continuo, авторское указание на солирующий инструмент в оригинальных партитурах имеется практически всегда. Тем не менее, в двух случаях (G-dur'ная соната Скарлатти и «Фолия» Корелли) музыканты «Орфариона» предлагают нам не авторскую версию, а собственную транскрипцию — с солирующей флейтой вместо скрипки, что вполне соответствует традициям барочного исполнительства, когда возможность замены солирующего инструмента на равноценный по диапазону считалась совершенно естественной.
     Применение непрерывного баса не прекращалось вплоть до конца XVIII века, когда, в связи с распространением обычая фиксировать в нотах все детали гармонии и фактуры, оно утратило свое значение и возродилось лишь веком позже в джазовой музыке, а затем — в развлекательной музыке XX века. Параллельно с цифрованным басом существовала техника облигатного баса (ит. obbligato — «непременный»), представляющая собой детально выписанный аккомпанемент. Позднее он полностью вытеснил basso continuo. К такому типу произведений (с облигатным басом) относится исполненная на диске Соната И.С.Баха для солирующей виолы да гамба и чембало obbligato (чембало — итальянское название клавесина). Но и здесь музыканты проявили изобретательность, поскольку партию чембало они исполнили на флейте и барочной лютне. Дополнительное расслоение фактуры и появление второго (темброво-контрастного!) солирующего голоса (флейты) привели к возникновению акустического эффекта двойного солирования регистрово-разноокрашенных инструментов. Думается, что подобная смелость транскрипции и в данном случае исторически оправданна, поскольку и сам Бах, как известно, не признавал фиксированных инструментальных границ для истинного искусства, о чем говорит обилие его собственных транскрипций и переложений.

Андрей Россиус


<< На страницу А.Гринденко