И.Монигетти и Русский симфонический оркестр. Б.Чайковский, Б.Тищенко
Слушать

Б.Чайковский (1925-1996).
Концерт для виолончели с оркестром

  1. Andante
  2. Allegretto
  3. Allegro
  4. Moderato non troppo

Б.Тищенко (род.1939).
Концерт для солирующей виолончели, 48 виолончелей, 12 контрабасов и ударных
(Концерт №2 для виолончели с оркестром)

  1. Allegro maestoso
  2. Andantino
  3. Allegro assai


     Весной 1943 года я поступил в Московскую консерваторию по классам виолончели и композиции. Студенты-композиторы изучали специальный курс оркестровки, по которому я попал в класс Д.Д.Шостаковича. Там было несколько очень талантливых студентов, среди которых выделялся Борис Чайковский. С ним моя судьба была связана с самого раннего детства: когда я учился еще в музыкальной школе им.Гнесиных (мне было 8-9 лет) и выступал в ученических концертах, Боря Чайковский в этих же концертах играл свои произведения. Уже после окончания консерватории он написал для меня виолончельный концерт. Я был просто влюблен в эту музыку. После первого исполнения в Большом зале Московской консерватории я возвращался домой вместе с Шостаковичем, который пришел на концерт, чтобы послушать произведение своего ученика. По дороге я увидел в руках у Учителя партитуру только что исполненного концерта и спросил его: «Зачем вы несете домой эту партитуру?» Он мне ответил (каждое слово я запомнил на всю жизнь): «Я хочу изучить эти нечеловеческие красоты».
     Борис Тищенко был учеником Д.Д.Шостаковича в Ленинградской консерватории. О нем сразу заговорили как о новом великом таланте. Учитель высоко ценил его талант. Позже, по окончании консерватории, учитель и ученик стали большими друзьями, о чем свидетельствует их переписка, изданная отдельной брошюрой. Я с нетерпением ждал от Бориса концерта для виолончели, и когда появился Первый концерт, я сыграл его в Большом зале Ленинградской филармонии с ощущением рождения нового великого вклада в виолончельный репертуар. Борис Тищенко всегда искал новые формы, новые звучания — выражением этого явился Второй концерт для виолончели соло, 48 виолончелей, 12 контрабасов и ударных. Красота звучания, мощность эмоциональных порывов отличают это трудное для исполнения и абсолютно уникальное произведение.

Мстислав Ростропович


     Второй концерт для виолончели с оркестром я задумал в конце 60-х годов, когда пробовал силы в стиле, который назвал для себя «robusto», т.е. «сильно, крепко». Я решил написать классическую трехчастную композицию с напряженными экстатичными краями и лирической серединой. Состав оркестра был выбран полемический: 48 виолончелей, 12 контрабасов и ударные. Образное и эмоциональное содержание концерта продиктовала мне моя влюбленность в неистовый гений М.Л.Ростроповича. Я так и сказал ему при дарении партитуры: «Я написал концерт для Ростроповича с оркестром». Окончен Концерт был в 1969 году, а спустя несколько лет я сделал его вторую редакцию с более обычным составом струнного оркестра. В 1997 году во время Второго всемирного конгресса виолончелистов в Санкт-Петербурге состоялась премьера первой оригинальной редакции Концерта в исполнении Ивана Монигетти и оркестра под управлением М.Ростроповича. Год спустя я, взволнованный, сидел в Большом зале Московской консерватории рядом со звукорежиссером И.П.Вепринцевым — шла запись Концерта — и ловил себя на мысли: партитура звучит так, как я ее задумал, играет мой любимый великолепный Иван Монигетти и дирижирует кумир моей юности великий Ростропович.

Борис Тищенко


<< На страницу И.Монигетти