Константин Волостнов. Органные прелюдии и фуги русских композиторов/ Konstantin Volostnov. Russian organ preludes and fugues

ART-334

1-2. А.Глазунов. Прелюдия и фуга Ре мажор op.93
       A.Glazunov. Prelude and Fugue in D major
3-4. А.Глазунов. Прелюдия и фуга ре минор op.98
       A.Glazunov. Prelude and Fugue in D minor
5-6. В.Каратыгин. Прелюдия и фуга «В русском стиле»
       V.Karatygin. Prelude and Fugue "a la Russe"
7-8. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Ре мажор BWV 532
       J.S.Bach. Prelude and Fugue D major
9-10. Г.Катуар. Прелюдия и фуга op.25
        G.Catoire. Prelude and fugue
11-12. А.Гедике. Прелюдия и фуга до минор op.34 №1
          A.Goedicke. Prelude and fugue C minor
13-14. А.Гедике. Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор op.34 №2
          A.Goedicke. Prelude and fugue E-flat major

          Total time — 73:20


Запись — октябрь 2013 г. в Домском соборе, г.Рига

Дата релиза/ Released — 31.03.2016


     В настоящем издании мы представляем крупные полифонические циклы русских композиторов. Упоминание о Прелюдии и фуге Ре мажор Глазунова встречается в его письме к Римскому-Корсакову от 16 июля 1906 года, что позволяет говорить о том, что это первое профессиональное сочинение для органа в России. Прелюдия и фуга ре минор была написана в 1914 году и спустя 2 года впервые издана Беляевым. Прелюдия и фуга Каратыгина a la Russe — пример удивительной прогрессивности в подходе к органу. Несмотря на, казалось бы, далекий от органа материал (интонационный строй и лад ориентирован на жанр протяжной песни из русского фольклора) — это один из выдающихся примеров русской органной музыки. Первоначально она была написана для струнного квартета. Музыка прелюдии и фуги Катуара (отправлена издателю в 1913 году) отвечает эстетике и композиторским приемам того времени — поэмность и симфоничность изложения окрашены в приглушенные несколько мрачные тона, свидетельствующие о неотвратимости надвигающейся катастрофы. После первой мировой войны и революции, имевшей крайне негативные последствия для культуры России, многие музыканты покинули страну. Несмотря на это, уже устоявшаяся сильнейшая академическая база не позволила традиции прекратиться.
     Две прелюдии и фуги Гедике, написанные в 1925 году, при очевидной оглядке автора на Баховские образцы, относятся к новой эпохе. Гедике, имевший немецкие корни, был истовым пропагандистом творчества Баха. Его органное творчество во многом инспирировано Бахом, но, опираясь на него, Гедике развивает собственное, новое направление в органной композиции, о чем говорит оркестровость изложения и интонационная прихотливость. Первая прелюдия и фуга (до минор) была посвящена С.В.Рахманинову, дружбу с которым Гедике глубоко ценил.
     Прелюдия и фуга И.С.Баха Ре мажор с момента открытия его наследия сразу обрела популярность. В настоящем издании она представлена в романтической интерпретации, отвечающей как инструменту, так и традициям исполнения баховской музыки, характерным для времени появления столь значительной части русского органного репертуара.

Константин Волостнов


<< На страницу К.Волостнова