Мария Власова. Рождение Господа

Девять медитаций для органа

  1. Дева Мария и Дитя
  2. Пастухи
  3. Вечные предначертания
  4. Слово
  5. Дети Божьи
  6. Ангелы
  7. Иисус, муки приемлющий
  8. Волхвы
  9. Бог среди нас



В музыке нашего века не случилось ровным счетом ничего.
Музыка всегда ждет нового гения….
Оливье Мессиан

     Фигура Оливье Мессиана (1908-1992) — одна из самых значимых в мировой музыкальной культуре ХХ столетия. Композитор-новатор, видный теоретик, автор трудов, затрагивающих различные аспекты композиторской техники; выдающийся органист и педагог, среди учеников которого имена Булеза и Ксенакиса, Оливье Мессиан по праву признан главой западно-европейской школы ХХ века.
     В творчестве Мессиана привлекает как разнообразие жанров, так и оригинальность образов. Наряду с очень сильным религиозным началом, в его произведениях широко представлены экзотические и пантеистические мотивы, воспроизводятся мифы и легенды древних культур, разрабатываются вопросы цветомузыки.
     «Рождение Господа» (1935) — одно из самых популярных произведений композитора для органа, искреннее и гармоничное единение религии и музыки, синтез веры и искусства. Основным источником идей и образов почти всех религиозных сочинений Мессиана были книги Священного писания. «Священное писание потрясло меня с самого детства», — писал он в своем дневнике.
     Характерные черты музыки композитора — драматургическая статистика, отсутствие конфликтности, сверхмедленные темпы во многих медитациях, красочность и терпкость гармонического языка, изысканность и своеобразие ритмических структур. Музыкальные образы поражают своей протяженной неизменностью и многократной повторностью, подобно тысячу раз повторяемой молитве. Эмоциональному строю музыки Мессиана соответствует жанр медитации (meditation, франц. — размышление, созерцание).
     Девять медитаций «Рождение Господа» распределяются в четырех тетрадях, раскрывая драматургический план сочинения: медитации первой тетради посвящаются рождению Иисуса (1. «Дева Мария и детя»; 2. «Пастухи»; 3. «Вечные предначертания»), две медитации второй тетради философски выражают могущество и всесильность Бога (4. «Слово»; 5. «Дети Божьи»), третья тетрадь содержит драматическую кульминацию — распятие Иисуса (7. «Иисус, муки приемлющий»), обрамленную двумя контрастирующими образами (6. «Ангелы», 8. «Волхвы»), и последняя медитация (четвертая тетрадь) содержит фундаментальный смысл всего цикла — символ христианской веры ( 9. «Бог среди нас»), где провозглашается жизнеутверждающая сила бытия.


<< На страницу М.Власовой