Игорь Широков — один из немногих наших джазменов, развивающих русскую импровизационную линию. Широкое, насыщенное звучание его флюгельгорна, не похожее ни на кого; необычная, оригинальная манера его игры; пьесы, основанные на русской мелодике и гармонии, — являются неотъемлемыми чертами его своеобразного музыкального подхода. Композиторские идеи и музыкальная концепция Игоря — это уникальное явление, где звук является олицетворением слова, внутренней жизни, наполненности его музыки особым смыслом, отсылающим не просто к вопросам общехудожественного или эстетического значения, но скорее уже к духовным аспектам. Идея альбома «Два трио» — это две музыкальные грани Игоря Широкова. Соединение их в одном альбоме не случайно — это взаимные художественные переплетения двух его проектов, две идейные составляющие, отображающиеся одна в другой и дополняющие друг друга. Два направления, олицетворяющие не только музыкальные воззрения и концепцию Игоря, но и говорящие о его духовном стремлении, наполненности его жизни глубокими бытийными вопросами. В альбоме представлено трио с замечательными итальянскими музыкантами братьями Гулино — басистом Сандро и барабанщиком Джовани. Здесь звучат авторские пьесы Игоря, и сибирская тематика в них не случайна. На диске мы слышим «Ночь в Сибири» и понимаем, что присутствие «сибирского» названия — не формальность. Игорь родом из Новосибирска, и вся его музыка пронизана особым ощущением как русского Севера и старой Руси, так и во многом Сибири. Музыка Игоря настолько широка и открыта, что может вмещать в себя разных, но объединенных одной идеей творческих людей. Так и на этом диске мы слышим поистине потрясающее проникновение итальянцев идеями Игоря. И это не странно — те, кто когда-нибудь выступал с Игорем, не могут обойти опыт его музыкальной системы, открывая Игоря для себя как человека с истинно широкой, щедрой, открытой сибирской душой. Благодаря жизненному выбору Игоря мы имеем возможность слышать необычные, яркие проекты, имеющие особое, важное значение в истории русского джаза. Этот альбом — как раз из таких изданий.
Алексей Круглов
Композиция «Колокола» Игоря Широкова записана в год переезда трубача в Германию, в год, когда Россия переживала муки рождения неизвестного будущего в своем метафизическом положении, соединяющем две глобальные мировые ипостаси — Восток и Запад. Эта музыка носит название «джаз», что предполагает свободу и естественность выражения. В данном случае это свобода трех людей.
Игорь родом из Сибири, для него джаз — это 60-е годы, это полуподпольные фестивали и выступления в официальном «Большом бэнде» Олега Лундстрема, это идеи Джона Колтрейна, которые, по сути, вывели музыкантов из замкнутого пространства чисто американского джаза. Саксофонистка и флейтистка Клаудия Хелмерс из Швеции, ее музыкальная свобода родилась вместе с ней. Звонарь и колокольный мастер Владимир Петровский из Архангельска, у него — патриархальный славянский уклад. Все вместе — это собственный музыкальный язык, в котором традиция русского колокола не отвергает, а служит базисом для новоджазовых построений. Ладовая и свободная импровизация подчинены череде настроений, возникающих из всех трех начал. Мастерство музыкантов, при всей своей очевидности, здесь не самоцель. Дуэт прохладного звука флейты Клаудии и приглушенного, тусклого тембра флюгельгорна Игоря пытается понять суть собственного мира. Странно, но многим художникам пришлось покинуть Родину для того, чтобы со стороны осмыслить свою глубокую связь с ней. «Колокола» — это чисто русский джазовый проект, созданный на планете Земля. Это Музыка, а не игра в музыку. В ней нет лишних эффектов, нет виртуозных ходов — это вершина айсберга, за которой физически ощущаешь огромный потенциал музыкантов, прекрасно знающих мировую музыкальную культуру и сознательно подчинивших себя воплощению собственной идеи, созданию собственного музыкального лица. Лица, в котором диссонансы открывают истину. Музыкальные построения Игоря Широкова и Клаудии Хелмерс напоминают конструкции огромного моста, протянувшегося из далекой Сибири, от родины Игоря, в самый центр Европы. Моста, который уравновешивает тысячи разных мостиков, построенных на другой стороне Земли, на родине джаза.
Михаил Митропольский
|